Терминология Айкидо

Основные термины:

Айкидо - Путь гармонизации жизненной энергии

Ай - Гармония, Любовь, Согласованность
Айкидзин - Человек, занимающийся Айкидо

Будока - Тот, кто исповедует боевые принципы; человек, следующий дорогой воина.
Будзюцу - Воинское искусство
Будо - Путь воина
Дзюцу - Умение, искусство
До – Путь

Додзё - Место проведения занятий по боевым искусствам (буквально: "Место постижения пути")
Кай - Общество
Кан - Стиль, клуб
Ки - Жизненная энергия
Кобудо – Традиционные старинные воинские искусства
Кокю - Жизненное дыхание

Татами - мат из рисовой соломы размером 1м х 2м

Тандэн (Хара) – Центр жизненной энергии

Камидза - Главная стена «священное место»
Шимодза - Место, противоположное камидза
Шихандай - Место Шихана

Иерархия:

О-Сенсей - Основатель Айкидо Уэсиба Морихей (буквально "Великий Учитель")
Дошу - Глава школы
Шихан - Инструктор-руководитель (от 6-го Дана и выше)
Сэнсэй – Учитель, буквально - прежде рожденный (4 - 5 Дан).
Сэмпай - Старший ученик
Кохай - Младший ученик
Дохай - Равные между собой ученики
Юданша – Обладатель степени Дан
Додзё чё - Старший в додзё
Учи деши - Ученик, живущий в доме мастера (приближённый ученик)
Дан - Высшие ученические и мастерские разряды
Кю - Начальные ученические степени

Степеней "кю" в Айкидо всего 6 для взрослых и 8 для детей. Самая младшая степень "кю" - восьмая, самая старшая - первая. Каждая степень имеет свое название.

Степеней "Дан" в Айкидо 10. В отличие от "кю", уровень "Дана" растет согласно его порядковому номеру; самый младший "Дан" - первый, самый старший - десятый:

Хачи-кю - 8 кю
Шичи-кю - 7 кю
Рок-кю - 6 кю
Го-кю - 5 кю
Ён-кю - 4 кю
Сан-кю - 3 кю
Ни-кю - 2 кю
Ик-кю - 1 кю

Шо-дан - 1 Дан
Ни-дан - 2 Дан
Сан-дан - 3 Дан
Ён-дан - 4 Дан
Го-дан - 5 Дан
Року-дан - 6 Дан
Шичи - дан - 7 Дан
Хачи-дан - 8 Дан
Кю-дан - 9 Дан
Дзю-дан - 10 Дан

Элементы одежды:


Кэйкоги (Доги) - Тренировочный костюм «одежда для пути» (широко распространенное название "кимоно" является ошибочным и относится к другой разновидности одежды)
Дзюбон - штаны.
Оби - пояс.
Кеяга - куртка.
Дзори - тапки.
Хакама – Юбка-брюки, традиционные штаны самураев (как правило, для занимающихся от 1-го Дана и выше)  
Хатимаки - повязка для удержания волос.
Хикимаки - полотенце для вытирания пота.
Хаори - куртка с широкими рукавами.
Оби - Пояс

Обращение:

О хаё – Добрый день
Конничи ва - Здравствуйте
Комбан ва - Добрый вечер
Саёнара - До свидания
Дозо - Пожалуйста, прошу Вас

Хай дозо - Да, пожалуйста
Аригато годзаймас - Спасибо, что вы занимались со мной
Домо аригато годзаймасита - Большое спасибо всем (особо вежливая форма)

Ирассяимасэ - Добро пожаловать
О-нэгаи симас - Вежливая форма приглашения к каким-либо совместным действиям (занятиям)
Оцкарэ самадэсита - Благодарность за совместный труд, работу
О-тагаи-ни рэй – Поклон друг другу

Гомен насаи - Я извиняюсь
Сумен масен - Извините меня

Команды:

Кирицу - Встать!
Маттэ - Ждите!
Мокусо - Команда для создания внутреннего настроя в начале и в конце тренировки
Рэй - Поклон!
Сэйза - Сесть прямо!
Хаджимэ - Начинайте!
Ямэ - Стоп!

Страховки:

Укэми ваза - Техника страховки
Маэ укэми - Страховка кувырком вперед через руку
Уширо укэми - Страховка кувырком назад
Еко укеми - Страховка кувырком через руку в бок

Направления, стороны и уровни:

Хидари - Левый
Миги - Правый
Маэ - Передний
Уширо - Задний
Дзёдан - Верхний уровень (над плечами)
Чудан - Средний уровень (от плеч до пояса)
Гедан - Нижний уровень (ниже пояса)
Ирими - Вхождение, вход
Тэнкан - Вращение
Омотэ - Лицевой, передний
Ура - Обратный, задний
Сото - Снаружи
Учи - Внутри

Положения тела и стойки:

Камаэ - Позиция готовности: ноги слегка согнуты, руки перед собой
Ханми - Расположение тела в полоборота (45°) по направлению к атаке
Миги ханми - Правосторонняя стойка
Хидари ханми - Левосторонняя стойка
Ай-ханми - Противники находятся по отношению друг к другу в одноименной стойке
Гьяку-ханми - Противники находятся по отношению друг к другу в разноименной (зеркальной) стойке

Санкаку тай – геометрическая фигура устойчивости и потенциального движения, в которой ноги располагаются треугольником

Ма-ай – Гармоничная дистанция между противниками

Перемещения в пространстве:

Тай сабаки - Способы изменения положения тела
Цуги аши - Приставной шаг
Аюми аши - Шаг со сменой ноги
Тэнкай - Разворот на 180° на месте
Тэнкан - Уход с линии атаки и поворот на 180° с шагом назад
Ирими тэнкан - Состоит из двух движений - ирими (вхождение с шагом вперед) и тэнкан
Шиккё - Перемещение на коленях

Способы атакующих захватов:

Дори ката - Техника захватов
Кататэ дори - Захват одной рукой запястья соперника
Айханми кататэ дори - Захват за одноименную руку
Гяку ханми кататэ дори - Захват за разноименную руку (зеркальный захват)
Рётэ дори - Захват двумя руками двух рук спереди
Ката дори - Захват за плечо
Рёката дори - Захват за два плеча спереди
Какаэ дори - Захват за тело (обхват двумя руками спереди)
Моротэ дори - Захват одной руки двумя руками
Хиджи дори - Захват за локоть
Мунэ дори - Захват за отворот куртки
Эри дори - Захват за ворот 
Сода дори - Захват за рукав (в области локтя)
Куби жимэ - Захват за горло (удушение)
Уширо дори - Захваты сзади

Удары:

Атэми ваза – Техника ударов
Атэми – Отвлекающий удар, как правило, наносится перед или во время исполнения техники
Цки (цуки) – Прямые тычковые, колющие удары рукой
Дзёдан цки – Удар рукой в верхний уровень (в голову)
Чудан цки – Удар рукой на среднем уровне (в туловище)
Учи – Рубящие удары рукой
Шомэн учи – Удар рукой сверху вниз
Ёкомэн учи – Удар рукой сбоку
Сухеи учи – Удар рукой через грудь
Гери – Удары ногой
Маэ гери – Удары ногой вперед
Ёко гери – Удары ногой в сторону
Уширо гери – Удар ногой назад
Маваши гери – Удар ногой сбоку по круговой траектории

Техники:

Наге ваза – Бросковые приемы
Дзюдзи-гарами наге – Бросок сплетением рук
Ирими наге – Бросок, выполненный на встречном движении
Кайтэн наге – Бросок круговым вращением
Кокю наге – Бросок скоординированный с движениями партнера, «дыхательный бросок»
Котэ гаэши наге – Бросок скручиванием кисти
Коши наге – Бросок вдоль поясницы
Тэнчи наге – Бросок «небо-земля»
Удэкиме наге – Бросок воздействием на локоть
Шихо наге – Бросок на «Четыре стороны света»

Разновидности техник:

Ваза – Техника, работа, способ, раздел
Кихон но ваза – Базовые техники
Хенка ваза – Дополнительные техники
Тачи ваза – Приемы, проводимые в положении стоя (оба противника стоят)
Сувари ваза – Приемы, проводимые на коленях (оба противника на коленях)
Ханми хандачи ваза – Приемы, проводимые сидящим против атак стоящего
Дзю ваза – Произвольное выполнение различных приемов от одной специально оговоренной атаки
Буки ваза – Один из партнеров вооружен
Рандори – Произвольная работа против одного или нескольких противников, когда способы атаки и защиты заранее не оговариваются
Ката – Выполнение приема строго по классической схеме
Тори (Наге) – Защищающийся, проводящий прием
Укэ – Нападающий, подвергнутый приему

Способы удержания и контроля противника:

Осаэ ваза – Приемы удержания
Иккё (удэ осаэ) – Первый контроль или контроль прижатием руки
Никё (котэ маваши) – Второй контроль или контроль вращением предплечия
Санкё (котэ хинэри) – Третий контроль или контроль выкручиванием предплечья
Ёнкё (тэкуби) – Четвертый контроль или контроль прижатием запястья
Гокё (удэ нобаши) – Пятый контроль или контроль растягиванием руки
Хиджикиме осаэ – Удержание локтя

Работа с оружием:

Буки ваза – Техника работы с оружием
Боккен – Деревянный меч
Танто – Кинжал, нож
Дзё – Палка, длиной до подмышечной впадины
Кумитачи – Техника парной работы на мечах
Кумидзё – Техника парной работы с дзё
Тачи дори ваза – Техника работы против противника, вооруженного мечом
Танто дори ваза – Техника работы против противника, вооруженного ножом
Дзё дори ваза – Техника работы против противника, вооруженного дзё
Дзён аге ваза – Техника защиты с дзё против атак (захватов за дзё) безоружного нападающего

Счет по-японски:

 

 

 

1 - Ити 
2 - Ни
3 - Сан
4 – Сы (ён)
5 – Го
6 - Року
7 – Сити (нана)
8 – Хати
9 – Ку (кю)

10 - Дзю
20 – Ниндзю
30 – Сандзю
40 – Ёндзю
50 - Годзю
60 – Рокудзю
70 – Шичидзю
80 – Хачидзю
90 – Кюдзю
100- Хяку

 

 

 

 

Что такое Джиу-джитсу?

«Дзю ёку го-о сей суру» - мягкость одолеет силу и зло - этот древний философский принцип лёг в основу техники Джиу-джитсу. Однако, это совсем не означает, что данный вид единоборства является мягким, наоборот, это, пожалуй, самый жесткий и сложный вид боевого искусства.

С давних времён обучение в школах Джиу-джитсу было очень суровым и продолжалось много лет. Сначала ученики изучали базовые основы техники, потом разучивали комбинации, а затем сложные комплексы технических действий (ката). На всех стадиях обучения велось духовное воспитание. Ученикам прививались определенные философские и жизненные принципы, определяющие их дальнейший жизненный путь. Ученик, овладевший всем техническим арсеналом школы, посвящался, если того заслуживал, в ее тайные традиции. Ему открывались наиболее эффективные приемы школы и методы их освоения. На этом же этапе ученик активно занимался своей психофизической подготовкой. Используя специальные методы, он развивал свои способности в управлении и концентрации жизненной энергии «ки».

Специальные психофизические методы и приемы медитации, пришедшие в школы Джиу-джитсу из дзенских монастырей, позволяли настолько закалить дух и тело учеников, что они могли выдержать практически любые лишения и нагрузки.

В чем же суть и отличие «искусства мягкости» Джиу-джитсу от других восточных единоборств?

Приём дзю-дзюцу по рисунку ХокусаяВо-первых, в его универсальности. Технический арсенал Джиу-джитсу включает, наряду с ударами рук и ног, броски, болевые приемы, удушающие захваты, а также специальную технику падений, причем изучение и отработка их производится комплексно.

Во-вторых, вся без исключения техника Джиу-джитсу построена на максимальном использовании движений и усилий самого противника, а также на применении специальных «хитрых» приемов - таких как воздействие на болевые точки, специальные отвлекающие движения, уходы с линии атаки и т. д.

Традиции Джиу-джитсу сохраняются и по сей день. Во многих странах мира, существуют союзы, федерации, ассоциации, учебные центры и клубы, культивирующие и развивающие этот вид боевого искусства в различных его стилях.

Искусство Джиу-джитсу получает как бы второе рождение, и, несмотря на то, что для достижения ощутимых результатов требуется продолжительная и настойчивая работа, все больше и больше любителей боевых искусств увлекаются этим древним видом японской борьбы. Кроме того, учитывая, что Джиу-джитсу - это система приемов, предназначенных дли защиты как от безоружного противника, так и от вооруженного, этот вид боевого искусства находит широкое применение при подготовке спецподразделений, полиции, служб безопасности, армии и флота.

От простого к сложному, от изучения простейших принципов Джиу-джитсу к пониманию его духа и основ мироздания - вот путь, по которому должен идти каждый, кто увлекается этим видом боевого искусства.

С научной точки зрения, Джиу-джитсу можно рассматривать как средство воспитания отношений человека к окружающему миру и людям. Джиу-джитсу позволяет в процессе тренировок и постижения искусства нападать и обороняться, использовать наиболее эффективные способы закалять свое тело и воспитывать волю. Джиу-джитсу представляет собой стройную систему побеждать, не затрачивая больших физических усилий.

Являясь самой универсальной системой боевого искусства, Джиу-джитсу объединяет в себе все наиболее эффективные приемы как при борьбе на средней и дальней дистанциях, так и при борьбе на ближней дистанции и борьбе лежа. Выполнение приемов Джиу-джитсу основано на глубоком понимании законов окружающего нас мира, физиологии и психологии людей.

Терминология Джиу-Джитсу

 

ТЕРМИНОЛОГИЯ  ДЖИУ-ДЖИТСУ

ГИ - ОДЕЖДА

 

Японские термины Перевод
кейкоги спортивный костюм; одежда для тренировки
уваги пиджак (плотная куртка)
дзубон штаны нижние
оби пояс
хакама штаны верхние
хаори верхняя куртка
хати маки головной платок
дзори сандалии (тапочки)
таби традиционные японские носки с завязками, с пальцем для сандалий или без

 

Подробнее

Дзю-Дзюцу и Айкидо

Если нахлынет неудержимый поток, с ним

не сражайся, силы напрасно не трать —

лучше доверься волнам.

Иккю Содзюн (XV в.)

 

Бросок дзю-дзюцу по рисунку ХокусаяТермин «дзю-дзюцу» или «джиу-джитсу» (в европейском произношении) появился в Японии в конце XV века как общее название всех видов рукопашного боя без оружия и с «подручным» оружием. В переводе с японского «дзю» означает: мягкий, гибкий, податливый, «дзюцу» - искусство, мастерство, метод. Иными словами дзю-дзюцу - «искусство мягкости».

Любой рассказ об истории японской системы самозащиты неизменно начинается такой сакраментальной фразой: «происхождение дзю-дзюцу не вполне ясно, так как его корни уходят в седую древность». Биография у дзю-дзюцу действительно запутанная. Эта боевая система стала результатом сложного синтеза,  в основу которого легли как рождённые в самой Японии, так и чужеземные приёмы.

Уже в эпоху раннего средневековья в Японии произошло размежевание между спортивной борьбой и самурайским боевым единоборством, известным как «рукопашный бой в доспехах» — ёрои кумиути.

Изобретение ёрои кумиути приписывается Сакаэда Мурамаро, аристократу эпохи Нара, но в действительности это искусство старо, как сама история войн. Расцвет ёрои-кумиути приходится на период, предшествовавший появлению дзю-дзюцу, то есть на XI—XV вв. Техника борьбы, рассчитанной на столкновение противников без оружия или с минимальным количеством подручного оружия, была довольно примитивна и включала небольшой комплекс захватов и бросков, позже перекочевавших в различные школы дзю-дзюцу. Ключевым элементом в технике ёрои-кумиути был подход с последующим захватом, при котором оба бойца стремились занять наиболее выгодную позицию (ёцу-гуми).

Арсенал приемов ёрои-кумиути объединял броски через спину, через грудь, через голову в падении, через бедро и через колено, переднюю и заднюю подножку, несколько видов подсечек, а также около десятка болевых замков на руки и ноги. Некоторые  приемы освобождения от захватов были рассчитаны на борьбу против двух нападающих.

Хитроумные приемы ёрои-кумиути в массе своей были явно континентального происхождения. Строго говоря, каждый новый взлет воинских искусств в Японии был результатом прямых контактов с Китаем или Кореей. Навыки обращения с различными видами холодного оружия (кроме лука) пришли к буси (с яп. самурай) (в процессе оживленных ди-пломатических и торговых контактов с танским Китаем в VIII—IX вв.). Позже, когда контакты были в основном свернуты из-за великодержавных поползновений китайских императоров, опальные вельможи и полководцы, бежавшие за пределы Поднебесной, нередко находили приют на Японских островах. В конце XIII в. завоевательные походы Хубилая, широко использовавшего китайских солдат, предоставили самураям ценных пленников, многие из которых владели теми или иными стилями кэмпо - искусство кулачного боя (кит. цюань-шу). Тогда же, видимо, многие крупные военачальники из Южного Китая, долго сдерживавшие натиск монгольских орд, вынуждены были эмигрировать в Страну Восходящего солнца.

В памятниках эпохи Токугава отмечается важная роль китайского царедворца, мастера у-шу, Чэнь Юань Бина в развитии дзю-дзюцу.

Чэнь Юань Бин, один из немногих известных нам пропагандистов классических китайских у-шу в Японии, происходил из старинного и знатного рода. Приехав на Японские острова в 1558 году, он обосновался в Эдо, в буддийском храме Сёкоку-дзи, где открыл школу воинских искусств для монахов и мирян. Наиболее способные его ученики, Миура Ёситацу, Фукуно Масакацу и Исокаи Дзиродзаэмон впоследствии прославились как основатели влиятельных школ дзю-дзюцу.

В XVI в. при Тоётоми Хидэёси появились облегченные модели доспехов конструкции знаменитого мастера Мацуяга Хисасигэ. Нововведения были связаны в основном с появлением огнестрельного оружия и ликвидацией всяких гарантий «непробиваемости» панциря. В новом варианте панцирь приобрел вид чешуи, состоявшей из тонких железных пластин. Такой доспех назывался гусоку. Его уменьшенная разновидность, состоявшая только из набедренника, наголенников и латных нарукавников, называлась «малый доспех» — когусоку. То же название получила и разновидность боевого единоборства, предназначенная для самураев в легком снаряжении и довольно близкая к настоящему дзю-дзюцу.

Такэноути ХисамориИзобретение когусоку связывается с именем Такэноути Хисамори, жившим в начале 1500-х годов в городке Сакусикияма на острове Кюсю. В июне 1532 г., как гласит легенда, Такэноути явился во сне горный монах-отшельник и продемонстрировал пять способов захвата и удержания врага с помощью болевых приемов. Тот же монах объяснил спящему самураю преимущества легкого вооружения перед тяжелым в плане подвижности и маневренности. С достопамятной ночи и ведет свое происхождение ныне здравствующая школа дзю-дзюцу — Такэноути-рю. Такэноути Хисамори систематизировал всю имеющуюся в Японии технику школ дзю-дзюцу и боевых приемов сумо и развил свой стиль - такэноути. Школа Такэноути впитала в себя все лучшие достижения единоборств и, кроме того, впервые в Японии была разработана достаточно стройная методика обучения дзю-дзюцу.

Едва ли возможно найти такую книгу о дзю-дзюцу или дзюдо, в которой не содержалось бы полулегендарного рассказа о японском враче Акаяма Сиробеи, жившем в XIII веке недалеко от Нагасаки. Отправившись в Китай совершенствовать своё врачебное искусство, он познакомился там с одной из школ у-шу. И с той самой поры уже боевое, а не врачебное искусство увлекло его. Вернувшись в Японию, Акаяма обучил несколько своих учеников приемам защиты и атаки на жизненные точки. Но еще долго Акаяма не мог ответить на вопрос - каким образом противостоять грубой силе, как, подвергаясь нападению, сохранить инициативу в бою. Легенда утверждает, что гуляя однажды по саду после сильного снегопада, Акаяма увидел как толстая и прочная ветвь сакуры (вишнёвого дерева), сплошь облепленная мокрым снегом, не выдержав тяжести, обломилась, а рядом стоявшая тонкая ветка ивы наклонилась до земли, сбросила снег и снова выпрямилась, как ни в чём не бывало. «Поддаться, чтобы победить», - этот сформулированный Акаямой принцип лег в основу всех японских систем боевого искусства. Ученики знаменитого медика основали школу дзю-дзюцу под названием Иосин-рю, что в переводе означает «школа сердца ивы».

Вообще японские системы рукопашного боя в течение веков не раз меняли названия и фигурировали в исторических памятниках и документах как явара, ва-дзюцу, тай-дзюцу, торитэ, коси-но мавари, хакуда, сюбаку, кумиути и пр.

Большинство школ дзю-дзюцу строили свои занятия не только и не столько на отработке приемов без оружия, сколько на освоении приемов против оружия с голыми руками и против оружия с оружием, то есть комбинированного рукопашного боя.

Так, из сочетания кэн-дзюцу и дзю-дзюцу родились школы Араки-рю (основана Араки Матаэмоном в начале XVII в.), Асаяма Итидэн-рю, Мусо-рю, Синсин-рю, Ёсин- рю, Кураку-рю, Итин-рю, Тэнсин синъё-рю (синтезировавшая традиции Ёсин-рю и Син-но Синдо-рю и прославившаяся такими мастерами, как Минамото-но Масатори и Янаги Сэкидзай). Самурайский клан Курода вошел в историю дзю-дзюцу благодаря заслугам Сасабара Сиродзаэмона, основателя мощной школы Рёи синто-рю (XVII в.), конкурировавшей впоследствии с мастерами дзюдо, питомцами доктора Кано Дзигаро, на решающем турнире.

Влиятельная школа Ягю-рю, основанная в конце XVI в. Ягю Мунэёси, снискала зловещую популярность благодаря коварным интригам и вероломству Ягю Мусэмори, наставника фехтования при дворе сёгуна Токугава Иэмицу,— того самого, которому адресовал свои назидания преподобный Такуан.

Большую роль в становлении современных воинских искусств, дзюдо и айкидо, сыграли школы Кито-рю и Дайто-рю.

В первой половине XX в. школы дзю-дзюцу на время утратили популярность, уступив место новомодным веяниям в кэмпо. Умами японцев, а затем и европейцев, американцев, африканцев завладели дзюдо, айкидо, каратэ. Тем не менее, традиции дзю-дзюцу не пресеклись, свято оберегаемые немногочисленными подвижниками. Со временем, когда мода на новшества несколько отошла, наметилась тенденция возврата к национальным японским духовным ценностям, среди которых не последнее место занимало наследие дзю-дзюцу.

Интересным конгломератом старых школ стала Хакко-рю (школа Восьми лучей), которую по характеру можно причислить к классическому дзю-дзюцу. Рождение Хакко-рю связано с именем Окуяма Рюхо, врача по образованию, изучавшего в молодости дзю-дзюцу школы Дайто. Именно этой школе был обязан своими познаниями и «отец айкидо» Уэсиба Морихэй.

Айкидо — «Путь сосредоточения внутренней энергии»: «ай» – гармония, объединение, «ки» - внутренняя энергия, «до» - путь. В самом общем определении айкидо можно истолковывать как искусство проведения болевых захватов и замков рук с последующим броском или удушением при активном использовании биоэнергетических возможностей организма. Как и большинство видов современных японских будо, айкидо явилось порождением XX в., но корни его уходят в глубокую древность, в недра традиции кэмпо, а сложная философская база проистекает из соединения разнородных влияний эзотерических направлений буддизма и синтоизма.

Уэсиба МорихэйОснователь айкидо - Уэсиба Морихэй (1883-1969), отпрыск старинного самурайского рода из префектуры Вакаяма. Отец Морихэя, близкий родственник даймё (яп. владетельный феодал) провинции Кии, был профессиональным наставником воинских искусств, но после формального упразднения сословной иерархии лишился места при дворе князя и занялся частной практикой. Биография Уэсиба Морихэя на начальном этапе совпадает со многими аналогичными жизнеописаниями великих мастеров воинских искусств. Низкорослый, слабый и болезненный ребенок, он с детства был одержим единственным желанием добиться физической полноценности. В тринадцать лет Уэсиба начал всерьёз заниматься дзю-дзюцу под руководством Тодзава Токусабуро, наставника школы Кито.

По совету учителя он уделял особенно большое внимание силовой подготовке, укрепляя мышцы поднятием тяжестей, отжиманиями и хождением на руках. Вскоре его тело, покрытое броней упругих мускулов, приобрело крепость стали. При росте всего 155 см он весил в юные годы 74 кг.

Не довольствуясь начальными познаниями в дзю-дзюцу, Уэсиба много странствовал по Японии в поисках нового. Он переходил от додзё (место постижения Пути) к додзё, последовательно овладевая техникой различных стилей и направлений. Ходзёин-рю, Ягю-рю, Дайто-рю — вот названия тех школ, которые дали Уэсиба в его обобщениях наиболее ценный материал. Параллельно он занимался классическим фехтованием на мечах (кэн-дзюцу) и упражнениями с копьем (со-дзюцу), достигнув в том и другом замечательных результатов. Его учителем фехтования был знаменитый мастер школы Ягю, Накаи Масакацу. Владение мечом и копьем сыграло важную роль в дальнейшей судьбе Уэсиба, обогатив созданный им комплекс приёмов борьбы айкидо.

В разгар русско-японской войны Уэсиба, поддавшись шовинистической пропаганде, добровольно завербовался в армию и рядовым участвовал в кровопролитных боях на равнинах Маньчжурии. Вернувшись в 1905 г. на родину, он заболел энцефалитом и несколько месяцев провел на грани между жизнью и смертью. В конце концов закаленный организм победил недуг — Уэсиба поправился. И снова начались странствия в поисках высшей мудрости кэмпо.   

Много времени и сил отдал Уэсиба изучению дзюдо по системе Кодокана, обращая особое внимание на кансэцу-вадза — болевые захваты и замки рук.

В возрасте двадцати семи лет Уэсиба, к тому времени уже зрелый мастер, перебрался на север страны, на Хоккайдо. В начале XX в. Хоккайдо, малонаселенный, богатый пастбищами и лесами остров, лежащий вдали от центров цивилизации, привлекал к себе многих искателей приключений. Для японцев это был миниатюрный «домашний» Новый свет, где человек предприимчивый мог быстро сколотить состояние, а нуждающийся в тишине и покое житель большого города в избытке получал все необходимое для безмятежного существования. Переезд на Хоккайдо явился коренным переломом в судьбе Уэсиба. Он был принят в ученики к Такэда Сокаку, наследнику боковой ветви древнейшей аристократической фамилии и хранителю традиций эзотерической школы кэмпо под названием Айдзу-тодомэ.

Такеда СокакуСовременное айкидо, вышедшее за пределы Японии и завоевавшее мир благодаря усилиям профессора Уэсиба и его преемников, восходит к старинному «искусству сосредоточения жизненной энергии» школы Дайто-рю  Айки-дзюцу, основоположником которой являлся выдающийся мастер боевых искусств Такэда Сокаку (1860-1943).

Доступ в школу Дайто-рю был открыт лишь отпрыскам знатных и богатых семейств. Уэсиба же к моменту знакомства с Такэда мог похвастаться безупречной самурайской родословной, но отнюдь не состоянием. Чтобы добиться благосклонности мастера, он должен был наняться в услужение Такэда и безвозмездно выполнять для него самую трудную работу. Кроме того, за каждый новый освоенный прием он платил учителю (в зависимости от степени сложности приема) от трехсот до пятисот иен. За пять лет обучения, по свидетельству самого Уэсиба, учитель посвятил занятиям айки-дзюцу не более ста дней. Достигнуть вершин усердному ученику помогли опыт, отличная физическая подготовка и способность к полной самоотдаче. В 1916 г. в возрасте тридцати трех лет Уэсиба получил заветный диплом и вскоре навсегда покинул Хоккайдо.

Вернувшись в Центральную Японию, Уэсиба учил эффективной в реальных единоборствах технике, переданной ему Такеда Сокаку. Тренировки в его школе были настолько тяжёлыми, что её называли «Дзигоку Додзё», или дьявольской школой.

В 1936 году Уэсиба открыл свою собственную школу в Токио, назвав свой стиль Айки-Будо. Впоследствии, название школы видоизменялось: Уэсиба дзюку Айки-Дзю-дзюцу, Айки-Бу-дзюцу, Кобукаи Айки-Будо, Тэншсин Айки-Будо, Такэмусу Айки и, наконец, Айкидо.

Уэсиба считал своё искусство Путём к Богу, а не методом достижения превосходства над другими смертными. Он вошёл в историю как человек, превративший боевое искусство в путь мира через внутреннюю гармонию его собственного метода.

«О-Сэнсэй» Уэсиба Морихэй умер в 1969 году в том же самом возрасте, что и Такеда Сокаку, и за несколько дней до годовщины смерти своего учителя. После него осталась группа преданных ему учеников, взявшаяся продолжать начатое им дело.

 

Что такое Джиу-джитсу?

Что такое Айкидо?

Терминология Джиу-Джитсу

 

Список использованной литературы:

А.А.Долин, Г.В.Попов. КЭМПО. Традиции воинских искусств. Москва, 1991.

А.Флоке. АЙКИБУДО. Тверь, 1995.

Г.Сиода. Динамика Айкидо. Москва, 2000.

Д.Ф. Дрэгер. Современные БУДЗЮЦУ и БУДО. Москва, 1998.

Маленькая энциклопедия Айкидо. Тверь, 1994.

Новое на сайте

Наши партнеры

ТОО "Голд Трейд & К"
Амина
Ns1
Beeline.kz
Монолит
Изюм
Pronto


© Павлодарская областная федерация Айкидо и Джиу-Джитсу
kb#1, 2021 год