Терминология Айкидо
Основные термины:
Айкидо - Путь гармонизации жизненной энергии
Ай - Гармония, Любовь, Согласованность
Айкидзин - Человек, занимающийся Айкидо
Будока - Тот, кто исповедует боевые принципы; человек, следующий дорогой воина.
Будзюцу - Воинское искусство
Будо - Путь воина
Дзюцу - Умение, искусство
До – Путь
Додзё - Место проведения занятий по боевым искусствам (буквально: "Место постижения пути")
Кай - Общество
Кан - Стиль, клуб
Ки - Жизненная энергия
Кобудо – Традиционные старинные воинские искусства
Кокю - Жизненное дыхание
Татами - мат из рисовой соломы размером 1м х 2м
Тандэн (Хара) – Центр жизненной энергии
Камидза - Главная стена «священное место»
Шимодза - Место, противоположное камидза
Шихандай - Место Шихана
Иерархия:
О-Сенсей - Основатель Айкидо Уэсиба Морихей (буквально "Великий Учитель")
Дошу - Глава школы
Шихан - Инструктор-руководитель (от 6-го Дана и выше)
Сэнсэй – Учитель, буквально - прежде рожденный (4 - 5 Дан).
Сэмпай - Старший ученик
Кохай - Младший ученик
Дохай - Равные между собой ученики
Юданша – Обладатель степени Дан
Додзё чё - Старший в додзё
Учи деши - Ученик, живущий в доме мастера (приближённый ученик)
Дан - Высшие ученические и мастерские разряды
Кю - Начальные ученические степени
Степеней "кю" в Айкидо всего 6 для взрослых и 8 для детей. Самая младшая степень "кю" - восьмая, самая старшая - первая. Каждая степень имеет свое название.
Степеней "Дан" в Айкидо 10. В отличие от "кю", уровень "Дана" растет согласно его порядковому номеру; самый младший "Дан" - первый, самый старший - десятый:
Хачи-кю - 8 кю |
Шо-дан - 1 Дан |
Элементы одежды:
Кэйкоги (Доги) - Тренировочный костюм «одежда для пути» (широко распространенное название "кимоно" является ошибочным и относится к другой разновидности одежды)
Дзюбон - штаны.
Оби - пояс.
Кеяга - куртка.
Дзори - тапки.
Хакама – Юбка-брюки, традиционные штаны самураев (как правило, для занимающихся от 1-го Дана и выше)
Хатимаки - повязка для удержания волос.
Хикимаки - полотенце для вытирания пота.
Хаори - куртка с широкими рукавами.
Оби - Пояс
Обращение:
О хаё – Добрый день
Конничи ва - Здравствуйте
Комбан ва - Добрый вечер
Саёнара - До свидания
Дозо - Пожалуйста, прошу Вас
Хай дозо - Да, пожалуйста
Аригато годзаймас - Спасибо, что вы занимались со мной
Домо аригато годзаймасита - Большое спасибо всем (особо вежливая форма)
Ирассяимасэ - Добро пожаловать
О-нэгаи симас - Вежливая форма приглашения к каким-либо совместным действиям (занятиям)
Оцкарэ самадэсита - Благодарность за совместный труд, работу
О-тагаи-ни рэй – Поклон друг другу
Гомен насаи - Я извиняюсь
Сумен масен - Извините меня
Команды:
Кирицу - Встать!
Маттэ - Ждите!
Мокусо - Команда для создания внутреннего настроя в начале и в конце тренировки
Рэй - Поклон!
Сэйза - Сесть прямо!
Хаджимэ - Начинайте!
Ямэ - Стоп!
Страховки:
Укэми ваза - Техника страховки
Маэ укэми - Страховка кувырком вперед через руку
Уширо укэми - Страховка кувырком назад
Еко укеми - Страховка кувырком через руку в бок
Направления, стороны и уровни:
Хидари - Левый
Миги - Правый
Маэ - Передний
Уширо - Задний
Дзёдан - Верхний уровень (над плечами)
Чудан - Средний уровень (от плеч до пояса)
Гедан - Нижний уровень (ниже пояса)
Ирими - Вхождение, вход
Тэнкан - Вращение
Омотэ - Лицевой, передний
Ура - Обратный, задний
Сото - Снаружи
Учи - Внутри
Положения тела и стойки:
Камаэ - Позиция готовности: ноги слегка согнуты, руки перед собой
Ханми - Расположение тела в полоборота (45°) по направлению к атаке
Миги ханми - Правосторонняя стойка
Хидари ханми - Левосторонняя стойка
Ай-ханми - Противники находятся по отношению друг к другу в одноименной стойке
Гьяку-ханми - Противники находятся по отношению друг к другу в разноименной (зеркальной) стойке
Санкаку тай – геометрическая фигура устойчивости и потенциального движения, в которой ноги располагаются треугольником
Ма-ай – Гармоничная дистанция между противниками
Перемещения в пространстве:
Тай сабаки - Способы изменения положения тела
Цуги аши - Приставной шаг
Аюми аши - Шаг со сменой ноги
Тэнкай - Разворот на 180° на месте
Тэнкан - Уход с линии атаки и поворот на 180° с шагом назад
Ирими тэнкан - Состоит из двух движений - ирими (вхождение с шагом вперед) и тэнкан
Шиккё - Перемещение на коленях
Способы атакующих захватов:
Дори ката - Техника захватов
Кататэ дори - Захват одной рукой запястья соперника
Айханми кататэ дори - Захват за одноименную руку
Гяку ханми кататэ дори - Захват за разноименную руку (зеркальный захват)
Рётэ дори - Захват двумя руками двух рук спереди
Ката дори - Захват за плечо
Рёката дори - Захват за два плеча спереди
Какаэ дори - Захват за тело (обхват двумя руками спереди)
Моротэ дори - Захват одной руки двумя руками
Хиджи дори - Захват за локоть
Мунэ дори - Захват за отворот куртки
Эри дори - Захват за ворот
Сода дори - Захват за рукав (в области локтя)
Куби жимэ - Захват за горло (удушение)
Уширо дори - Захваты сзади
Удары:
Атэми ваза – Техника ударов
Атэми – Отвлекающий удар, как правило, наносится перед или во время исполнения техники
Цки (цуки) – Прямые тычковые, колющие удары рукой
Дзёдан цки – Удар рукой в верхний уровень (в голову)
Чудан цки – Удар рукой на среднем уровне (в туловище)
Учи – Рубящие удары рукой
Шомэн учи – Удар рукой сверху вниз
Ёкомэн учи – Удар рукой сбоку
Сухеи учи – Удар рукой через грудь
Гери – Удары ногой
Маэ гери – Удары ногой вперед
Ёко гери – Удары ногой в сторону
Уширо гери – Удар ногой назад
Маваши гери – Удар ногой сбоку по круговой траектории
Техники:
Наге ваза – Бросковые приемы
Дзюдзи-гарами наге – Бросок сплетением рук
Ирими наге – Бросок, выполненный на встречном движении
Кайтэн наге – Бросок круговым вращением
Кокю наге – Бросок скоординированный с движениями партнера, «дыхательный бросок»
Котэ гаэши наге – Бросок скручиванием кисти
Коши наге – Бросок вдоль поясницы
Тэнчи наге – Бросок «небо-земля»
Удэкиме наге – Бросок воздействием на локоть
Шихо наге – Бросок на «Четыре стороны света»
Разновидности техник:
Ваза – Техника, работа, способ, раздел
Кихон но ваза – Базовые техники
Хенка ваза – Дополнительные техники
Тачи ваза – Приемы, проводимые в положении стоя (оба противника стоят)
Сувари ваза – Приемы, проводимые на коленях (оба противника на коленях)
Ханми хандачи ваза – Приемы, проводимые сидящим против атак стоящего
Дзю ваза – Произвольное выполнение различных приемов от одной специально оговоренной атаки
Буки ваза – Один из партнеров вооружен
Рандори – Произвольная работа против одного или нескольких противников, когда способы атаки и защиты заранее не оговариваются
Ката – Выполнение приема строго по классической схеме
Тори (Наге) – Защищающийся, проводящий прием
Укэ – Нападающий, подвергнутый приему
Способы удержания и контроля противника:
Осаэ ваза – Приемы удержания
Иккё (удэ осаэ) – Первый контроль или контроль прижатием руки
Никё (котэ маваши) – Второй контроль или контроль вращением предплечия
Санкё (котэ хинэри) – Третий контроль или контроль выкручиванием предплечья
Ёнкё (тэкуби) – Четвертый контроль или контроль прижатием запястья
Гокё (удэ нобаши) – Пятый контроль или контроль растягиванием руки
Хиджикиме осаэ – Удержание локтя
Работа с оружием:
Буки ваза – Техника работы с оружием
Боккен – Деревянный меч
Танто – Кинжал, нож
Дзё – Палка, длиной до подмышечной впадины
Кумитачи – Техника парной работы на мечах
Кумидзё – Техника парной работы с дзё
Тачи дори ваза – Техника работы против противника, вооруженного мечом
Танто дори ваза – Техника работы против противника, вооруженного ножом
Дзё дори ваза – Техника работы против противника, вооруженного дзё
Дзён аге ваза – Техника защиты с дзё против атак (захватов за дзё) безоружного нападающего
Счет по-японски:
1 - Ити |
10 - Дзю |