Загружаем...

Что такое Хакама

Уэсиба МорихэйХакама – это широкие и длинные штаны, больше напоминающие юбку - деталь традиционного самурайского костюма, в наше время сохранившаяся как часть формы для занятий кобудо (воинскими искусствами). Основатель Айкидо О-Сенсей Морихей Уэсиба обязывал носить хакама с первой тренировки, даже тех, кто впервые ступил на татами, поскольку ги (привычное всем белое кимоно) – изначально всего лишь традиционная японская нижняя одежда. В настоящее время в школах Айкидо хакама носят ученики, достигшие какого-то определенного уровня. Однако, женщинам позволяется носить хакама вне зависимости от степени мастерства — согласно японских правил приличия, женщина не должна показывать свои ноги кому попало.

По некоторым сведениям, правило носить хакама только по достижении первого дана возникло все в той же Японии во время Второй мировой войны, когда пошив хакама стоил довольно дорого и ткань была в большом дефиците. Достигший первого дана считался уже достаточно посвятившим себя Айкидо, чтобы приложить достаточные усилия и не пожалеть средств для этой детали одежды. В нашей федерации ношение хакама обязательно, начиная с третьего кю - априори, это уровень, характеризующий серьезность намерений ученика и желание заниматься дальше.

 

Изначально хакама предназначалась для защиты ног всадника от веток, жесткого кустарника и тому подобных неприятностей. Например, ковбоями на Диком Западе для этой цели использовалась кожа, однако в Японии достать кожу было довольно сложно и дорого, поэтому с той же целью использовалась хакама из плотной ткани. После того, как класс самураев был упразднён, и большей частью они превратились в пеших воинов, им всё же удалось оставить за собой право ношения хакама, поскольку это отличало их от простолюдинов, а в бою давало некоторое преимущество, так как скрывало движения ног и вводило противника в затруднение - куда же в следующий момент будет двигаться самурай?

 

Всего существовало четыре вида хакама:

 

1. Хакама с двумя штанинами используемая ныне в боевых искусствах – дзеба хакама, для езды верхом. Длинной она была от пояса до щиколоток. И носили этот вид хакама в основном самураи.

2. Для случаев, когда хакама излишне сковывала бы движения, либо не сочеталась бы с другими частями костюма, существовала укороченная версия, прикрывавшая ноги не полностью, а подобно шортам, если бы мы говорили о брюках.

3. Также существовала хакама, в которой не было разделения на штанины. По сути это была просто длинная юбка.

4. И последняя разновидность хакама – полная противоположность второму типу. Это очень длинная хакама, без разделения на штанины, надеваемая на аудиенции к сёгуну или императору. Она имела длину 3 – 4,5 метра и перемещение в ней могло осуществляться только в сикко (на коленях). В ней нельзя было спрятать оружие, а  скованность движений не позволяла неожиданно атаковать. Даже для того, чтобы просто облачиться в неё, требовалась помощь по крайней мере одного человека.

 

Что символизирует хакама

 

У хакама 7 складок (5 спереди и 2 сзади), и как большинство вещей в Японии, каждая имеет своё значение. Морихей Уэсиба давал им следующие значения (в изложении Мицуги Саотомэ):

 

Фудзита-сенсей складывает хакама1. ДЗИН (доброжелательность);

2. ГИ (честность, справедливость);

3. РЭЙ (вежливость, этикет);

4. ТИ (мудрость);

5. СИН (искренность);

6. ТЮ (верность, преданность);

7. КО (почитание старших или благочестие).

 

Существует еще одна, довольно распространенная, трактовка:

 

1. ЮКИ (храбрость, доблесть, мужество);

2. ДЗИН (гуманность, милосердие, доброжелательность);

3. ГИ (честность, справедливость);

4. РЭЙ (вежливость, этикет);

5. МАКОТО (искренность, честность);

6. ТЮГИ (верность, преданность);

7. МЭЙЁ (честь, достоинство, репутация).

 

Эти качества, согласно древнего кодекса Бусидо, должны присутствовать в каждом самурае, что делает его достойным своего звания.

 

Из книги Мицугэ Саотомэ «Принципы Айкидо»

 

«В то время, когда я был учи деси у О Сенсея, каждый кто приходил на тренировки, был обязан надевать хакама с самого первого занятия. В то время не существовало каких-то стандарта для хакама, которую вы надевали, и додзё было очень пёстрым местом. Можно было увидеть хакама всех видов, всех цветов и качества, начиная с хакама для кен-до и полосатых хакама, используемых в японских танцах, до дорогих шелковых хакама, называемых сэндай-хира. Думаю, некоторым начинающим здорово попадало за то, что они протирали на коленях в суваривадза дорогие дедовские хакама, которые были предназначены для облачения исключительно в торжественных случаях и церемониях.

Я очень хорошо помню день, когда я забыл свою хакама. Я уже приготовился вступить на татами, будучи одетым лишь в доги, когда О Сенсей остановил меня.

 

— Где твоя хакама? — спросил он строго. С чего это ты решил, что можешь получать инструкции от своего учителя, будучи одетым в нижнее бельё? У тебя есть чувство приличия? Ты, очевидно, потерял чувство должного отношения и этикета, необходимых тому, кто стремится к занятиям будо. Иди сядь с краю и наблюдай за занятиями!

 

Это был лишь первый нагоняй из многих, которые я получил от О Сенсея. Однако мой поступок подтолкнул О сенсея к лекции о значении хакама, которую он провёл для своих учи деси после занятий. Он рассказал нам, что хакама была традиционным одеянием занимающихся кобудо, и спросил, знает ли кто-нибудь из нас, почему хакама имеет семь складок.

 

– Они символизируют семь добродетелей Будо, — сказал О Сенсей — Это дзин (доброжелательность), ги (честь или справедливость), рей (вежливость и этикет), чи (мудрость), син (искренность), чю (преданность) и ко (благочестие). Мы находим эти качества в уважаемых самураях прошлого. Хакама заставляет нас задуматься о природе истинного бусидо. Облачение в хакама символизирует традиции, передаваемые нам из поколения в поколение. Айкидо – порождение японского духа бусидо, и в наших занятиях мы должны стремиться к совершенствованию семи традиционных добродетелей.

 

Сейчас большинство додзе Айкидо не следуют строгой политике О Сенсея в отношении хакама. Ее значение исказилось. Хакама превратилась из символа традиционной добродетели в символ положения юданся. Я посетил множество додзе в разных странах. Во многих местах, где хакама надевают только юданся, они потеряли свою скромность. Они относятся к хакама, как к призу за видимые достижения, как к символу своего превосходства. Подобное отношение делает церемонию поклона О Сенсею, которым мы начинаем и заканчиваем каждое занятие, издевательством над его памятью и искусством.

Еще хуже, когда в некоторых додзе от женщин на уровне кю (и только от женщин) требуют надевать хакама якобы для того, чтобы защитить их скромность. Я считаю, что это оскорбление и дискриминация по отношению к женщинам-айкидокам. И я также считаю это оскорбительным для мужчин айкидок, потому что допускает низкий уровень мышления с их стороны, которому не место на татами Айкидо.

Меня очень огорчает столь мелочное использование хакама. Кому-то она может показаться обычной одеждой, но я очень хорошо помню то огромное значение, которое О Сенсей придавал хакама. Я не могу отбросить значение этой одежды и полагаю, что никто не будет спорить об огромной ценности добродетелей, которые она символизирует. В своем додзе и входящих в ассоциацию школах я поощряю всех занимающихся надевать хакама независимо от ранга и уровня (я не требую этого до их первой аттестации, поскольку у большинства начинающих в Соединенных Штатах нет японских дедушек, у которых они могли бы одолжить хакама). Я полагаю, что облачение в хакама и знание ее значения помогают ученикам сохранять дух О Сенсея и сохранять живым его видение.

Если мы позволим себе упустить важность значения хакама, то, возможно, мы также позволим кануть в вечность фундаменту духа Айкидо. С другой стороны, если мы верны пожеланиям О Сенсея относительно нашей тренировочной одежды, наш дух, возможно, будет более верным мечте, которой он посвятил свою жизнь».

 

Как подобрать верный размер хакама

 

При покупке выбирайте хакама длинной до щиколотки. Если длиннее – будет путаться в ногах, короче тоже брать не стоит – после стирки она немного «сядет».

 

Как надеть и сложить хакама

 

Поскольку додзё (зал, где проходят занятия) – место едва ли не священное, появляться там в грязном кимоно и мятой хакаме не совсем прилично. Хакама, имеущую ярко выраженные символичные складки, после занятий нужно аккуратно складывать, чтобы сохранить эти складки в первозданном порядке. Для складывания хакама есть несколько способов, остановимся на одном из них:

 

Складывание Хакама
 

И надевается хакама не менее просто:

 

Надевание Хакама

 

Согласно древней традиции, которая кому-то может показаться дискриминацией по половому признаку, складывание одежды, в том числе и хакама, было уделом женщин, жен самураев. Приходя домой, самурай просто сбрасывал верхнюю одежду на пол со словами «Сверни это!» и утром получал ее в надлежащем виде. Сейчас этой традиции, наверное, мало кто придерживается.

 

Материалы для этой публикации были взяты с сайтов
«Айкидо Ёшинкан» http://yoshinkan.spb.ru

 

Словарь используемых терминов

 

 

"Человек с двумя мечами" По закону, в средневековой Японии, право носить два меча, катана и вакизаши, имели только воины-буси (самураи). Эти мечи являлись символами его положения в обществе и, в то же время, инструментами для его сохранения.

Длинный меч, в зависимости от размера, носил разные названия: дачи, дайто, нодачи, дай-катана, тиса-катана, катана. Наибольшую же известность получил в своей самой поздней и самой распространенной модификации: катана. Представлял собой изогнутый длинный меч с односторонней заточкой.

Короткий меч, шото (вакизаши), являлся укороченной версией большого меча и использовался как вспомогательное оружие. Самураю часто приходилось расставаться с большим мечом, но вакизаши редко покидал своего владельца. «Хранителем чести» называли его самураи. Вакизаши, также, имели право носить представители других сословий, купцы и ремесленники, в связи с чем такие мечи были широко распространены в их среде.

Более короткие клинки были уже у всех. И конечно же, первый среди них, — танто.

«Тан то» для японцев звучит как словосочетание, потому они никак не воспринимают танто как нож (нож по японски — «хотё»). Танто использовался только как оружие и никогда как нож для хозяйственных надобностей. Танто имел односторонний, иногда обоюдоострый клинок длиной от 15 до 30 см (то есть менее одного сяку). Танто отличается от больших клинков тем, что является в основном колющим оружием, хотя может быть использован и как режущее.

 

Считалось, что танто, шото (вакизаши) и катана это, фактически, - «один и тот же меч разного размера».

 

Боккен (бокуто): тренировочный макет традиционного японского меча, катана, из твердого дерева.

Боккен или бокуто является неотъемлемой частью культуры, традиции и истории Японии. Благодаря широкому распространению школ и стилей кендо, айкидо и джиу-джитсу, в современном мире боккен приобрел огромное значение. Использовать на тренировках настоящий меч было бы очень опасно, и боккен явился разумной альтернативой, давая ощущение и навык работы с мечом, при достаточном уровне безопасности. Изготавливают боккены из дуба, бука, граба и других плотных пород древесины.

В Японии к боккену относятся с большим уважением, как к настоящему оружию. Например, при провозе боккена в самолёте, пассажир обязан сдать его в багаж.

Боккен (малый) детский: более короткий, тонкий и легкий боккен, специально предназначен для маленьких детских рук. Стандартный боккен часто слишком длинен и тяжел, что мешает правильному формированию техники.

Боккен Ивама-Рю: используемый в школе айкидо Ивама-Рю боккен несколько отличается от классического боккена. Он более массивный, с меньшим изгибом, остриё без заточки. 

Шест или палка. Наиболее распространенной разновидностью боевого шеста был "рокусяку-бо" или просто "бо", шест длиной 6 сяку (~180 см). Далее шли "дзё-бо" или "дзё", палка равная по длине 'большему мечу для поля' (~130 см), и "хан-бо" или "ханбо", палка размером с обычный меч-катана (~90 см).

Дзё: палка из твердого дерева, длиной ~1,3 м. Размеры палки не случайны. Более тонкие палки могут легко сломаться, более толстые — неудобны в обращении.

Субурито: макет меча для субури — одиночных упражнений, более длинный и тяжелый, чем классический боккен. По внешнему виду cубурито напоминает весло. Применяется для отработки техники, силы и выносливости. Используется достаточно редко. 

Вакизаши (вакидзаси): макет традиционного японского короткого меча. Вакизаши похож по форме на своего старшего товарища, - боккен.

Вакизаши полноценный и самостоятельный вид оружия, см. выше, и не является маленьким или детским боккеном!

Танто: тренировочный макет короткого вспомогательного меча-кинжала, c односторонней заточкой, из твердого дерева. Также имеется малый, детский, вариант танто, более короткий и тонкий.

Новое на сайте

Наши партнеры

ТОО "Голд Трейд & К"
Pronto
Амина
Beeline.kz
Ns1
Монолит
Изюм


© Павлодарская областная федерация Айкидо и Джиу-Джитсу
kb#1, 2019 год