КЮДЗО МИФУНЭ (ЯПОНИЯ, 1883–1965, 10 ДАН)

 

 

 

 

 

Его жизнь

 


Кюдзо Мифунэ-сэнсэй родился 21 апреля 1883 года в городе Кудзи на севере острова Хонсю, а умер 27 января 1965 года. В возрасте 20 лет он пришел в Кодокан. Также он учился в университете Кэйо по экономической специальности. В молодости он зарабатывал на жизнь, выпуская популярную местную газету, но его настоящей страстью было дзюдо. К 30 годам он уже обладал 6-м даном, а 25 мая 1945 года стал четвертым человеком за всю историю (на тот момент), получившим 10-й дан. Он преподавал в Кодокане, где стал главным инструктором, а также в различных университетах, полицейских отделах и военных академиях. Он получил множество наград, включая орден Восходящего солнца от японского правительства. Профессор Мифунэ активно занимался дзюдо всю свою жизнь, а в 1964 году, меньше чем за год до смерти, действовал как рефери на Олимпийских играх в Токио.


 

В описании его жизни и личности особо хотелось бы выделить два аспекта.

Во-первых, это его невероятная любовь к дзюдо. Бывало, он будил своих ути-дэси (учеников, живущих при школе) среди ночи, чтобы опробовать новый прием. Он был чрезвычайно благодарен за то, что имел возможность тренировать. Его благодарность охватывала любую сторону жизни. Он был признателен судьбе даже за свое миниатюрное телосложение (рост 162 см и вес 50 кг), которое делало его быстрым, и противникам было нелегко его перебросить, и за травмы, заставлявшие его изучать те аспекты тренировок, которые иначе он мог бы упустить.

Во-вторых, большая доброта к ученикам и искреннее участие в их благополучии и постижении боевого искусства.

Минору Мотидзуки (создатель ёсэйкан-будо) занимался у Мифунэ-сэнсэя, а также у доктора Дзигоро Кано (создателя дзюдо) и О-Сэнсэя. Мотидзуки-сэнсэй описал эпизод, который случился с ним, когда однажды он мылся в колодце. Он выходил из дома в полночь, чтобы прийти в Кодокан к 4-м утра для зимней тренировки. Эту историю он рассказал в интервью «Айкидо Мастерс»:

«В итоге я всю дорогу то шел, то бежал, и к тому времени, как добрался до Кодокана, с меня градом катил пот. Там был маленький колодец, но поверхность его постоянно замерзала. Обычно я разбивал лед, обливался водой с головы до ног и бежал в додзё на тренировку. И вот, в тот день я пришел к колодцу, но моего ведра там не оказалось. Должно быть, кто-то унес его в другое место. У меня не было времени его искать, иначе я опоздал бы на занятия, поэтому я взял и прыгнул прямо в колодец на несколько секунд. Когда я стал вылезать обратно, почувствовал, как кто-то вытаскивает меня за руку. Я обернулся, чтобы поблагодарить человека за помощь, и увидел, кого бы вы думали? Мифунэ-сэнсэя собственной персоной!

Я был застигнут врасплох и просто остолбенел. Мало того, я только что выбрался из ледяной воды. Наконец, я смог выдавить из себя «доброе утро». Сэнсэй смотрел мне прямо в лицо. «Ты что такое делаешь?» – спросил он. Я вздрогнул и ответил, что ополаскивал себя водой. Вероятно, сэнсэю стало жаль меня, потому что он дал мне маленькое полотенце и велел вытереться. Потом он спросил, зачем я обливаюсь холодной водой. Я объяснил, что мне приходится каждый день идти пешком из Цуруми (где жил Мотидзуки-сэнсэй) И Мифунэ-сэнсэй сказал мне: «Тогда приходи ко мне домой. Ты же угробишь свое здоровье, дурень».

С тех пор я жил дома у Мифунэ-сэнсэя. По сути, я стал одним из его иждивенцев. В то время сотни учеников жили за его счет, чтобы изучать дзюдо, но, разумеется, сэнсэй не мог разместить всех у себя дома».

Помимо своего великодушия и любви к боевым искусствам, Мифунэ-сэнсэй был превосходным спортивным борцом и дзюдоистом. Он не проиграл ни одного состязания, а в 1930 году одержал победу в первом Всеяпонском чемпионате по дзюдо. В возрасте 40 лет он также выиграл знаменитый бой с борцом сумо, который бросил ему вызов – тот имел рост 183 см и вес 109 кг!

Ему приносили радость успехи, как в соревнованиях, так и в обучении. Хотя он никогда не был на Западе, у него было много выдающихся иностранных учеников. Он работал с Антоном Геесинком, ставшим первым обладателем олимпийской золотой медали по дзюдо в Токио в 1964 году. Он обучал Уолтера Тодда, одного из первых мастеров американского айкидо. Когда Тодд-сэнсэй уезжал обратно в Америку, Мифунэ подарил ему одну из своих ги(спортивную форму дзюдоиста) в знак дружбы.

В 1971 году профессору Мифунэ была отдана, вероятно, величайшая дань памяти. На торжественной церемонии разрезания ленты, где присутствовали его жена, дочь и другие члены семьи, была открыта его бронзовая статуя и Мемориальный зал имени Мифунэ. Зал расположен в его родном городе Кудзи и служит юношеским тренировочным центром дзюдо.

 

Его учения

 

Далее приведем краткое изложение некоторых учений Мифунэ-сэнсэя, которые могут оказаться полезны в изучении дзюдо.

Как и другие великие мастера его времени (Морихэи Уэсиба О-Сэнсэй, доктор Дзигоро Кано и Гитин Фунакоси), он учил, что в постижении боевых искусств победа не является целью.

«Настоящая цель дзюдо – не в том, чтобы только побеждать, но в том, чтобы олицетворять собой истину, хранящуюся в дзюдо». («Канон дзюдо», стр. 29)

«Сама суть дзюдо – полагаться на волю небес». (там же, стр. 27)

Кроме того, он считал, как и его современники, что главное в дзюдо – это совершенствование характера.

«Действие человека, совершенное без единства духа и тела, может оказаться недостойным и принести вред людям вокруг». (там же, стр. 27)

Мифунэ-сэнсэй высказывал уникальные идеи о взаимоотношениях природы и человеческого разума в процессе тренировки. От великих мастеров прошлого он унаследовал веру, что природа является важной частью изучения боевых искусств. Но также он считал, что постижение боевых искусств исходит в равной доле от человеческого и божественного разума. Он учил, что человеческий разум играет основополагающую роль на пути к самосовершенствованию через тренировку. Его философия дзюдо основывалась как на почитании традиций, так и осознании ценности человеческого созидательного духа.

«Смысл дзюдо – в том, чтобы найти изначальную сущность человека… и стать олицетворением истинной свободы мысли и действия». (там же, стр. 30)

«Истинное свойство дзюдо – демонстрировать справедливость через разум: важнее всего то, что ни одно действие не должно быть совершено без участия разума». (там же, стр. 27)

«Но человек, обладая способностью мыслить, оценивать, выбирать и действовать, стремится обрести стабильность, как в своей душе, так и в законах природы». (там же, стр. 29)

 

Советы по тренировке

 

Два аспекта его учений особенно полезны в тренировках дзюдо. Во-первых, то, как действует техника при выведении партнера из равновесия. Во-вторых, как определить момент, когда элементы техники объединяются и формируют одно целое.

Выведение партнера из равновесия лежит в самой основе дзюдо и других боевых искусств, основанных на бросках. Мифунэ-сэнсэй очень интересно об этом высказывался.

«Цукури означает лишить оппонента центра равновесия, заставить его принять неустойчивое положение. Какэозначает применить к неустойчивому состоянию оппонента созданный вами прием… по сути, цукири неизменно идет перед какэ».

Далее он объясняет более глубокий смысл выведения оппонента из равновесия.

«Кажется естественным, что прием нужно применить в тот момент, когда оппонент проявит нарушенную форму, но важнее быстро прочесть намерения оппонента и применить прием за миг до того, как он проявит нарушенную форму. Потому что момент, когда вы входите в контакт с оппонентом – это и есть момент нарушения формы… он не допускает ни секунды времени между цукири и какэ». (там же, стр. 45)

То, как мастерски Мифунэ-сэнсэй рассчитывал время, прекрасно иллюстрирует архивное видео. Около 40 минут потрясающих съемок – бросок за броском против гораздо более молодых и крупных оппонентов. Это поистине воодушевляет, особенно если учесть, что на момент съемок Мифунэ-сэнсэю было уже за семьдесят. И ни на секунду не возникает чувства, будто он выполняет прием с трудом или торопится его завершить.

Он учил, что «неторопливый выбор момента» – это важный аспект дзюдо и всей жизни в целом.

«Если во время состязания борец думает о том, как применить к оппоненту некий прием, его замысел будет замечен оппонентом и приведет к провалу. Все потому, что его разум фиксирован на одной точке, что мешает его свободному действию». (там же, стр. 30)

Также он отмечает, что прием никогда не существует абстрактно, но только в конкретный момент времени.

«Однако, центр гравитации объекта или центр формы не может существовать заранее, но обретает существование только в момент, когда объект или форма зафиксированы». (там же, стр. 29)

Описанное помогает понять две вещи при расчете нужного момента в дзюдо. Во-первых, почему так важно дождаться, пока форма нападающего будет зафиксирована, и лишь потом совершать движение. Ведь слишком раннее начало движения не позволяет установить хорошую связь с партнером и ведет к лишним усилиям в остальной части приема.

Во-вторых, это учит, что важно позволить партнеру двигаться первым (чтобы он зафиксировал свою форму прежде, чем вы зафиксируете свою) в каждом из основных этапов движения.

Перед броском ощутите намерение атакующего двинуться навстречу вам перед тем, как вы совершите бросок.

Эти принципы помогут вам выполнять приемы более плавно и естественно вместо того, чтобы прилагать лишние силы, слишком рано фокусируясь на броске или удержании.

Естественность и гуманность учений Мифунэ-сэнсэя поистине вдохновляют.

Жизнь и мастерство Мифунэ-сенсэя – это блестящий пример того, чего можно достичь, если тренироваться, сочетая страсть и разум.

В заключение хочется привести одно из его самых известных высказываний о том, как важно не сдаваться. Хочется верить, что оно поможет вам довести до конца многие тяжелые тренировки:

«Упал семь раз – поднимайся восемь и не сдавайся никогда».

 

 

 

 

Как складывать кимоно

Не во всех залах рассказывают, как складывать кимоно. А ведь это – настоящий ритуал, наполненный глубоким смыслом. Восточные единоборства немыслимы без ритуалов, которые предваряют и заканчивают тренировку. Смысл ритуалов и правил поведения в додзё в том, чтобы настроиться на правильный лад. Уважительное отношение к тренировочному залу выражается поклоном, который делается при входе и на выходе. Уважительное отношение к тренировочной одежде демонстрируется тем, что вы содержите ее в чистоте.

 

Кимоно в сложенном видекимоно в сложенном виде

 

Сложенное кимоно меньше мнется и занимает очень мало места при транспортировке. Вы можете хранить свое кимоно в сложенном виде в шкафу.

Айкидоки, возможно, предпочтут складывать кимоно на полу, передвигаясь в технике сувари. Но если Вы не знаете, что это такое, или это для вас пока сложно, складывайте свое кимоно на столе.

 

Последовательность действий

 

1. Разложите куртку и разровняйте складки. Полы – одна поверх другой.

2. Сверните брюки напополам вдоль. Разгладьте образовавшиеся складки и заверните ластовицу поверх штанины. Теперь брюки лежат совершенно плоско.

3. Сложите брюки напополам по коленному сгибу и положите их сверху куртки посередине. Верхний край брюк и линия воротника на куртке совмещаются.

4. Заверните один из краев куртки поверх сложенных брюк. Рукав отгибается в обратную сторону.

5. Поступайте аналогично с другим краем куртки.

 

Как складывать кимоно

так складывают кимоно

 

Дальнейшие действия зависят от того, как вам удобнее хранить или транспортировать кимоно.

 

- Сложите кимоно вчетверо, заворачивая сначала верхний и нижний края куртки к середине. Пояс тоже складывается вчетверо и помещается в середину. В таком виде кимоно удобно переводить на большие расстояния.

- Закатайте кимоно и перевяжите поясом. Если оставить длинные концы, их можно перекидывать через плечо и носить кимоно без сумки.

- Заверните кимоно начиная снизу. Оно складывается в три или четыре раза. Пояс перевязывает сложенное кимоно крест-накрест, как перевязывают подарки.

 

Мокрое от пота кимоно не желательно оставлять надолго в сложенном виде. Привезя домой после тренировки, достаньте и расправьте кимоно.

После тренировки труднее найти время и возможность, чтобы по правилам сложить кимоно. В спешке или из-за недостатка места в раздевалке, вы можете и вовсе отказаться от идеи складывать кимоно правильно.

Попробуйте складывать кимоно на весу. Брюки отдельно, как описывается в пунктах 2 и 3, куртку отдельно – точно как описывается в последовательности, но без вкладывания вовнутрь брюк. Брюки накладываются на куртку в последний момент, когда нужно делать сверток.

Если вы собираетесь отправить кимоно в шкаф на длительное хранение, лучше складывать его иным образом – брюки и пояс отдельно от куртки. Хлопковая ткань при длительном хранении без доступа воздуха и солнечного света начинает желтеть. Положение усугубляется, если недостаточно хорошо отстирали кимоно после последней тренировки. Пот, который остается на воротнике, заставит быстрее пожелтеть не только ткань, в которую он непосредственно впитался, но и всю, соприкасающуюся с ней.

Вы можете положить тонкую белую бумагу перед тем, как заворачивать кимоно. Бумага предохранит ткань от слеживания, кимоно потом будет легче стирать и гладить.

 

Новое на сайте

Наши партнеры

ТОО "Голд Трейд & К"
Изюм
Монолит
Амина
Beeline.kz
Pronto
Ns1


© Павлодарская областная федерация Айкидо и Джиу-Джитсу
kb#1, 2021 год